О развитии функциональной грамотности обучающихся
в общеобразовательных организациях
Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.
Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.
При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.
Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.
С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/;
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti.
Министерство Просвещения Российской Федерации письмо "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"
Письмо об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"
Региональные документы
Приказ от 03.10.2024 года №2416 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края в 2024-2025 учебном году"
Муниципальные документы
Приказ от 16.10.2024 года №775 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений Тихорецкого района в 2024-2025 учебном году"
Школьные документы
Приказ "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся в 2024-2025 учебном году"
8 "В" класс комплексные задания по естественно - научной грамотности "Архиваторы жизни".
Неделя математической грамотности с 6.12.2021-10.12.2021
Учащиеся 1 "В" класса изучая тему "Сложение и вычитание", познакомились с понятиями: семейный бюджет, семейные расходы, семейные доходы".
Неделя читательской грамотности с 29.11.2021- 3.12.2021
6 "Г" класс конкурс "Разгадай кроссворд".